Конончук Татьяна Петровна
Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы

PDA
Конончук Татьяна Петровна

События

19 июня 2019 года состоялось очередное заседание Палаты представителей, на котором были рассмотрены 15 вопросов.

19 06/2019
В первом чтении парламентарии приняли пять законопроектов.
 С докладом по проекту Закона «Об изменении законов по вопросам нотариальной деятельности» выступил Министр юстиции Республики Беларусь Слижевский О.Л., с содокладом — председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Гуйвик Н.В.
Законопроектом предусматривается корректировка отдельных норм Закона Республики Беларусь от 18 июля 2004 года «О нотариате и нотариальной деятельности» с учетом практики их применения, а также в целях их гармонизации с положениями модельного закона «О нотариате», принятого постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств от 27 марта 2017 г. № 46-9.
В частности, законопроектом предлагается:
закрепить государственные гарантии обеспечения нотариальной деятельности путем запрещения изъятия нотариальных документов (за исключением случаев, установленных законодательными актами), введения обязанности государственных органов, иных государственных организаций представлять по запросу нотариусов имеющиеся сведения и (или) документы, необходимые для осуществления нотариальных действий;
придать внесенным в реестр для регистрации нотариальных действий документу, удостоверенному лицом, уполномоченным совершать определенные нотариальные действия, и его дубликату статус нотариального акта, являющегося законным и достоверным подтверждением удостоверенных этим документом прав, обязанностей и фактов, имеющих юридическое значение, а также обязательным для всех государственных органов, иных организаций и граждан;
пересмотреть компетенцию и виды нотариальных действий, совершаемых нотариусами, уполномоченными должностными лицами местных исполнительных и распорядительных органов, дипломатическими агентами дипломатических представительств Республики Беларусь и консульскими должностными лицами консульских учреждений Республики Беларусь;
уточнить порядок деятельности нотариальных архивов исходя из выявленных пробелов в регулировании их деятельности;
скорректировать вопросы, касающиеся дисциплинарной ответственности нотариусов;
закрепить возможность использования нотариусом видеозаписи для фиксации хода совершения нотариального действия;
установить единый трехлетний срок для предъявления к исполнению исполнительной надписи к принудительному исполнению (как для граждан, так и для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц).
О.Л.Слижевский и Н.В.Гуйвик также представили проект Закона «Об изменении законов по вопросам медиации».
В частности, законопроектом предлагается:
в целях оперативного разрешения экономического спора между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями закрепить обязательность предъявления претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора) либо проведения медиации до обращения в суд;
установить право заинтересованных лиц до обращения в суд с иском о защите нарушенных или оспариваемых прав, вытекающих из гражданских, семейных, трудовых, других правоотношений, урегулировать спор в досудебном порядке, в том числе с участием медиатора;
расширить возможности для применения медиации после возбуждения дела в суде и до вынесения судом решения по существу спора. Так, суду предоставляется право по собственной инициативе при отсутствии возражений сторон направить их для урегулирования спора с участием медиатора;
предоставить сторонам дополнительные гарантии по исполнению договоренностей, достигнутых в медиации, которые, как правило, должны исполняться сторонами добровольно и добросовестно. В связи с этим определяется порядок выдачи исполнительного листа на принудительное исполнение медиативного соглашения в случае его неисполнения одной из сторон;
для создания условий, способствующих сохранению семьи, защите прав и законных интересов супругов и детей, закрепить возможность направления супругов, обратившихся с заявлением о расторжении брака в орган, регистрирующий акты гражданского состояния, либо с аналогичным исковым заявлением в суд, в установленный законодательством для примирения срок к медиатору, в том числе для участия в информационной встрече с медиатором;
определить понятие и основное содержание информационной встречи с медиатором, а также правила ее проведения.
Министр юстиции доложил о проекте Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам гражданских аспектов международного похищения детей» (содокладчик — член Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Власевич В.Э.).
Законопроект разработан с целью реализации норм Конвенции о гражданских аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980 года и предусматривает внесение изменений в Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, Налоговый кодекс Республики Беларусь, а также в законы Республики Беларусь «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь», «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», «Об исполнительном производстве».
Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь предлагается дополнить положениями, закрепляющими механизм рассмотрения судами заявления о возвращении неправомерно перемещенного в Республику Беларусь или неправомерно удерживаемого в Республике Беларусь ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании Конвенции. Дела по заявлениям на основании Конвенции предлагается рассматривать судам по правилам искового производства с учетом положений Конвенции. При этом суду предоставляется право запретить ответчику изменять место жительства (место пребывания) ребенка и временно ограничить выезд ответчика и (или) ребенка до вступления в законную силу решения суда по делу о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа.
В Кодексе Республики Беларусь о браке и семье предлагается закрепить условия и порядок подачи заявления на основании Конвенции.
 Так как Конвенцией предусмотрено осуществление всех процедур на безвозмездной основе, предлагается внести дополнение в перечень лиц, освобождаемых от государственной пошлины при обращении в суд, закрепленный в Налоговом кодексе Республики Беларусь.
Коррективы законов «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь» и «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» устанавливают, что может быть временно ограничено право гражданина на выезд из Республики Беларусь, право иностранца на выезд из Республики Беларусь, если он является ответчиком по делу о возвращении неправомерно перемещенного в Республику Беларусь или неправомерно удерживаемого в Республике Беларусь ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа, либо ребенком, в отношении которого рассматривается такое дело.
Кроме того, в связи с появлением нового вида исполнительных документов о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа в отношении ребенка предусмотрено внесение изменений в Закон Республики Беларусь «Об исполнительном производстве».
О.Л.Слижевский также проинформировал о проекте Закона «Об изменении кодексов» (по вопросам ответственности за непринятие мер по надлежащей организации деятельности юридического лица) (содокладчик — член Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Качина Л.И.).
 Так, в целях реализации положений Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» законопроект предусматривает дополнение Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях КоАП нормой, определяющей, что непринятие руководителем юридического лица необходимых мер по надлежащей организации деятельности этого юридического лица в соответствии с установленными законодательством требованиями, повлекшее причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан, если в этом деянии нет состава иного административного правонарушения или состава преступления, влечет наложение штрафа в размере от десяти до двухсот базовых величин.
 Наряду с этим предусматривается примечание, в рамках которого раскрываются понятия «руководитель юридического лица» и «надлежащая организация деятельности юридического лица».
Соответствующие корректировки вносятся в Процессуально-исполнительный Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Министр здравоохранения Республики Беларусь Караник В.С. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Невар И.Л. выступили с докладами по проекту Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об оказании психиатрической помощи».
Законопроектом, в частности, предлагается:
обновить и дополнить понятийный аппарат Закона;
уточнить порядок установления диагноза психического расстройства (заболевания);
определить правила транспортировки пациента, которому оказывается экстренная психиатрическая помощь;
дополнить перечень сведений, указываемых в медицинских документах, при применении мер физического стеснения;
предоставить право осуществлять диспансерное наблюдение за пациентом врачам-специалистам учреждений социального обслуживания и уголовно-исполнительной системы;
расширить перечень случаев, в которых прекращается диспансерное наблюдение за пациентом;
уточнить порядок оказания психиатрической помощи пациенту, выписанному из психиатрического стационара.
Во втором чтении депутаты приняли два законопроекта.
Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Курсевич В.В. представила проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
 Законопроект разработан в целях приведения его в соответствие с Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» и Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности», а также с учетом правоприменительной практики.
Проектом Закона, в частности, уточнен перечень объектов, подлежащих государственной санитарно-гигиенической экспертизе, определен предмет государственной санитарно-гигиенической экспертизы в отношении градостроительных проектов, проектов санитарно-защитных зон, зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения централизованных систем питьевого водоснабжения, проектной документации.
 О проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных наградах Республики Беларусь» рассказала заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Филиппович Г.В.
Разработка проекта Закона обусловлена необходимостью выработки единых подходов к применению норм Закона Республики Беларусь «О государственных наградах» в части награждения многодетных матерей орденом Матери, неоднозначным их трактованием на практике, а также необходимостью дополнения оснований для лишения государственных наград. Проект Закона направлен на повышение престижа ордена Матери.
В ходе заседания были также рассмотрены семь законопроектов о ратификации международных соглашений.
Проект Закона «О ратификации Договора между Республикой Беларусь и Эстонской Республикой о социальном обеспечении» представила Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь Костевич И.А. (содокладчик — член Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Мурина Ю.Г.).
Основной целью Договора является урегулирование вопросов пенсионного обеспечения граждан Республики Беларусь и граждан Эстонской Республики, работавших за пределами своих государств. Договор основан на пропорциональном принципе, когда пенсия назначается и выплачивается каждым государством за периоды стажа, приобретенного на его территории.
 Министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Авраменко А.Н. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике Чекан С.В. доложили о проектах законов «О присоединении Республики Беларусь к Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года» и «О присоединении Республики Беларусь к Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 года».
Основная цель подписания Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года — это выработка и внедрение единых международных правил и процедур по быстрому и эффективному удалению затонувших судов и выплате компенсаций за связанные с этим расходы.
 В соответствии с Конвенцией, затонувшее или севшее на мель судно представляет опасность, если оно создает препятствие для судоходства, либо приводит к серьезным вредным последствиям для морской среды, либо причиняет ущерб побережью или связанным с ним интересам одного или более государств.
Все государства — участники данной Конвенции могут принимать меры в отношении удаления затонувшего судна, представляющего опасность в районе действия Конвенции.
Государство-участник требует от капитана и оператора судна, плавающего под его флагом, незамедлительно сообщить затронутому государству о случаях, когда судно было вовлечено в морскую аварию, результатом которой является затонувшее судно. Сообщение должно содержать, в частности, точное название и местонахождение затонувшего или севшего на мель судна, характер повреждения судна и его состояние, а также наличие любых опасных и вредных веществ.
В соответствии с сообщением и при определении того, представляет ли затонувшее или севшее на мель судно опасность, затронутое государство принимает соответствующие меры.
Республика Беларусь принимает на себя международно-правовые обязательства по контролю за наличием на судах под своим флагом действительного страхового свидетельства и за выполнением процедур по уведомлению затронутых государств — участников Конвенции о вовлеченных в морские аварии и затонувших судах.
Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 года подписана в целях обеспечения возмещения ущерба, причиненного загрязнением морской среды вследствие утечки или слива в море нефти, перевозимой наливом на судах, и установление строгой ответственности за все формы загрязнения нефтью.
Конвенция применяется исключительно к ущербу от загрязнения, причиненному на территории государства-участника в его территориальном море и в исключительной экономической зоне государства-участника.
Согласно Конвенции, собственник судна с момента инцидента несет ответственность за ущерб от загрязнения, причиненный бункерным топливом, которое находится на судне или источником которого является судно, а если инцидент состоит из ряда происшествий одного и того же происхождения, то собственник судна несет ответственность с момента первого из таких происшествий.
Республика Беларусь принимает на себя международно-правовые обязательства по контролю за наличием у операторов судов под флагом Республики Беларусь действительного свидетельства или иной гарантии, покрывающей возможный ущерб от загрязнения бункерным топливом, а также по выдаче соответствующего свидетельства.
А.Н.Авраменко также представил проект Закона «О ратификации Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Кыргызской Республики о международном автомобильном сообщении от 14 июня 1995 года» (содокладчик — член Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Чудович В.И.)
 Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Кыргызской Республики о международном автомобильном сообщении от 14 июня 1995 года регулирует взаимоотношения между Республикой Беларусь и Кыргызской Республикой в сфере международных автомобильных перевозок. В свою очередь Протоколом оговаривается возможность выполнения перевозок в/из третьих стран, поскольку ранее Соглашением было предусмотрено выполнение международных автомобильных перевозок только в двухстороннем и транзитном сообщениях. Также Протоколом урегулированы отдельные вопросы использования разрешений, выдаваемых компетентными органами государств Договаривающихся Сторон. Кроме этого, из Соглашения Протоколом исключается прямой запрет на осуществление каботажных перевозок, предусматривая возможность иного регулирования таких перевозок правом Евразийского экономического союза. Это согласуется с подходами, закрепленными в Договоре о Евразийском экономическом союзе.
С докладом по проекту Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Судан об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы» выступила заместитель Министра по налогам и сборам Республики Беларусь Селицкая Э.А., с содокладом — член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Вабищевич П.А.
Соглашение направлено на содействие развитию и углублению экономического сотрудничества между государствами на взаимовыгодных условиях и направлено на решение следующих задач:
распределение права налогообложения между договаривающимися государствами;
устранение двойного налогообложения;
обмен информацией между налоговыми службами;
контроль исполнения плательщиками налогового законодательства и борьба с налоговыми нарушениями.
Соглашением, в целях урегулирования налоговых взаимоотношений между Республикой Беларусь и Республикой Судан, за каждым государством закрепляется право налогообложения отдельных видов доходов, получаемых юридическими и физическими лицами одной страны в другой стране. В этой связи Соглашением определяется порядок уплаты подоходного налога с физических лиц, налога на прибыль, налога на доходы, в том числе налогообложение дивидендов, долговых обязательств, аренды, роялти.
Э.А.Селицкая также представила проект Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Судан об обмене информацией по налоговым вопросам» (содокладчик — член Постоянной комиссии по экономической политике Канопацкая А.А.).
 Соглашение позволит компетентным органам договаривающихся сторон запрашивать информацию, документы и иные материалы, относящиеся к выполнению плательщиками своих налоговых обязательств по всем видам налогов (налоги на прибыль, доходы, землю, недвижимость, подоходный налог, НДС, акцизы), включая банковскую информацию в отношении проверяемых плательщиков.
Такая информация может быть запрошена для целей предотвращения уклонения от уплаты налогов, контроля исполнения плательщиками налогового законодательства и борьбы с налоговыми нарушениями. Также Соглашением регламентируется процедура получения соответствующей информации (порядок составления запроса, срок его рассмотрения, основания для отклонения запроса и др.).
 О проекте Закона «О ратификации Соглашения об осуществлении совместной деятельности государств — участников Содружества Независимых Государств в области исследования и использования космического пространства в мирных целях» с докладом выступил Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси Гусаков В.Г., с содокладом — член Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Колеснёва Е.П.
Соглашение устанавливает правовые и организационные основы сотрудничества государств — участников СНГ в области исследования и использования космического пространства в мирных целях и содействии в создании правовой базы для разработки и заключения участниками соглашений и договоренностей по конкретным направлениям совместной космической деятельности.
Сотрудничество в рамках Соглашения может осуществляться в следующих основных формах:
планирование и осуществление совместных программ и проектов;
взаимный обмен научной и технической информацией, специальными знаниями, экспериментальными данными, результатами опытно-конструкторских работ и материалами в различных областях космической науки, техники и технологии;
взаимное содействие доступу к государственным программам исследования и использования космического пространства в мирных целях, а также международным программам и проектам в области практического применения космических технологий и развития космической инфраструктуры;
использование наземных объектов и систем для запусков и управления космическими аппаратами;
организация программ подготовки кадров, обмен специалистами и учеными.
 Основой для совместной деятельности в рамках Соглашения являются космические программы и проекты, реализация которых вызывает значительный практический интерес и требует объединения интеллектуальных, научных и производственных ресурсов заинтересованных государств в таких областях, как фундаментальные и прикладные космические исследования; создание и совместное использование сопряженных национальных систем дистанционного зондирования Земли; космические системы связи и телерадиовещания; развитие и применение спутниковых навигационных систем; использование результатов космической деятельности в различных сферах экономики.
 Республика Беларусь является активным участником мировой космической деятельности. С запуском в 2012 году Белорусского космического аппарата дистанционного зондирования Земли Беларусь приобрела статус космической державы и получила возможность реального участия в международных структурах и проектах по использованию космического пространства в мирных целях. Участие Республики Беларусь в реализации Соглашения будет способствовать укреплению статуса Беларуси как космической державы, а также расширению взаимовыгодного сотрудничества с государствами — участниками СНГ в космической сфере, что положительно скажется на политическом имидже Беларуси и экономическом развитии белорусской космической отрасли.
Предусмотренная Соглашением совместная деятельность в освоении космоса в мирных целях и практическом применении космической техники и технологий будет осуществляться, в том числе, и на коммерческой основе, что послужит привлечению дополнительных внебюджетных средств в космическую отрасль.
 Кроме того, депутаты рассмотрели кадровый вопрос. Парламентарии дали согласие на освобождение С.Р.Земченка от должности заместителя председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике.
 Следующее заседание Палаты представителей состоится 26 июня 2019 года.
Все новости